Проведём небольшой умозрительный эксперимент: представим себе древнего римлянина, который волей неведомого и неисповедимого случая попадает в "блистательный" и галантный век французского короля Людовика XIV. Вот римский патриций видит перед собой вельможу в камзоле, парике и со шпагой на поясе. Какой будет первая мысль, которая придёт ему в голову? "Варвар!" подумает он, высокомерно оглядев потомка воинственных галлов. Возможно, такой эксперимент покажется читателю смешным и абсурдным, но повернём шкалу истории другим концом и спросим себя: был бы прав стиляга 1950-х или хипстер 2010-х годов, назвав "деревенщиной" гражданина древнего Рима? Ничуть не более. Все четверо аутентичны в декорациях своей эпохи, они "современники своего времени". Особого внимания заслуживает тот факт, что идея варварства и противостоящей ему передовой цивилизации, а значит, и все формы европоцентричного исторического шовинизма возникли ещё во времена древних греков и римлян. И этот факт делает миф о культурном превосходстве и "бремени белого человека" (особой миссии цивилизатора) архаичным, если не сказать пещерным, или, если использовать модернистскую терминологию, традиционным.
Таким образом, мы оказываемся перед парадоксальным фактом, что нет ничего более традиционного, чем идея "современности". Правда, современности не какой-нибудь, а существующей здесь и сейчас и данной нам в ощущениях. Иными словами, принцип социокультурной опосредованности сознания, на котором настаивали представители французской философской школы ХХ века, в конечном счёте можно свести к одной проблеме выбора. Выбора между личностной автономией и иррациональным чувством причастности к "современному", к очередной фазе бесконечно длящегося и "незавершённого" (как уверяет нас Юрген Хабермас и его философская школа) модерна. Ты современен, следовательно, ты существуешь. Правда, в этом случае ты не уникален. Ты не фигура, а фон. И наоборот: выпадая из своей современной общности, человек получает шанс на уникальность, но взамен выключается из модернистского ergo sum, его голос выбивается из хора условных индивидуальностей. Квантор существования уже с трудом применим к такому человеку.
О странной ситуации, когда общество определяет своё место в истории в формах превосходства и отрицания "традиционного", довольно точно и убедительно написал Василий Щипков в статье "Современность между смертью и традицией" . Этот феномен в его изложении представлен так:
"Одно из наказаний для современного человека быть выброшенным из современности и оказаться "несовременным", на "неправильной стороне истории""... Это "чувство, что не ты живёшь, а динамичное время живёт и управляет тобой", это "запрет останавливаться и невозможность осмотреться вокруг" вот что определяет дух времени, уверенного в своей собственной столь же очевидной, сколь и необъяснимой уникальности. Это не что иное, как точное описание самой сути исторического шовинизма.
На этом месте можно было бы в порядке антитезиса к господствующему авторитарному дискурсу "вечного" модерна напомнить, что водопровод, изобретённый в Древнем Риме, пришлось изобретать заново в Средние века. Или указать на "азиатский способ производства", над которым ломал голову Маркс, поскольку накопление капитала по-европейски никак не желало происходить на Востоке, а колонизируемые никак не хотели походить на колонизаторов. Наконец, можно было бы обратить внимание на то, что сама концептология "современности" вызывает у критически мыслящего индивида немало вопросов. Как найти верхнюю границу "современности", если известна нижняя? И можно ли определить природу явления, не зная, где проходит одна из его границ? О каких закономерностях этого явления можно говорить, если "современность" продолжается, и мы сами в неё погружены? Не является ли на самом деле современность только частью традиции или, наоборот, традиция частью современности?
Все эти вопросы могли бы дать и наверняка дадут пищу для многочисленных дискуссий, которые неизбежны в будущем. Особенно если, как пишет Василий Щипков, рано или поздно мы "начнём думать иначе: думать о современности и традиции не как об антонимах, а как об одном и том же, как о синонимах вечных ценностей и вечной жизни". Но сейчас хотелось бы подойти к проблеме с другой стороны, не культурно-исторической, а религиозно-этической.
Исторической зоркостью не обладает ни одна эпоха, в том числе и наша. Осознать свою историческую слепоту вот что было бы прозрением и серьёзным духовным достижением с христианской точки зрения. Но пока этого не происходит. Проблема, в частности, состоит в том, что в основе современной парадигмы знания лежит гностический миф, истолкованный в духе позитивизма и натурализма, то есть дихотомически и эволюционистски. Он составляет основу "фундаментализма" модерна того самого явления, которое известный английский теолог и философ, основатель движения "радикальной ортодоксии" Джон Милбанк называл имманентистской матрицей. Его можно также назвать рационалистической религией, или рационалистическим гнозисом. От этой религии страдает не только христианский универсализм и христианская традиция, но и подлинная классическая рациональность, поскольку из инструмента науки и философии её превращают в метафизическое, сакральное ядро имманентизма.
Согласно Милбанку, этот процесс сакрализации, "обожествления" рациональности, научности и секулярности имеет глубокие религиозные предпосылки. Собственно говоря, всё это, согласно Милбанку, результат "девиации исходного теологического дискурса", то есть дискурса аутентичного христианства. Согласно Милбанку, западное общество находится в состоянии "незавершённого прочтения" или "незавершённого толкования" Писания и Предания, что выражается и в разрыве с христианством, и в христианофобии. Позиция Милбанка состоит в том, что прежде всего необходимо восстановить в правах христианский универсалистский "мастер-дискурс" ("перводискурс"), который должен стать "метанарративом будущей культуры". Но сделать это необходимо без нового разрыва, то есть с учётом достижений классической рациональности.
Между тем представляется вполне очевидным, что грубое деление разных, в том числе существующих единовременно, комбинированных и гибридных форм социальности и социальной организации на "традиционные" и "современные" тенденциозно по самой своей сути (заметим, кстати, что в историцизме коммунистического типа эта стадиальность была более дробной, а цена деления исторической шкалы гораздо меньше). Причины такой несостоятельности как эпистемологические (о чём уже было сказано выше), так и нравственно-этические. Последние также связаны с явлением социального насилия.
Чтобы сделать более понятным последний тезис, отметим, что в основе колониалистских и неоколониалистских практик лежало насилие, психологически и идеологически мотивированное в соответствии с древнейшей мифологической формой его институциализации той, которую французский философ и антрополог Рене Жирар назвал "сакральным насилием". Из этого мифокомплекса древности в современную политическую практику попало понятие "сакральной жертвы". Сакральность в этой схеме, согласно Р. Жирару , используется в целях объективации: кто-то должен быть принесён в жертву ради всеобщего благоденствия, кого-то нужно отдать на заклание. На самом деле мифема священного прикрывает в этом случае элементарное право сильного и легитимирует его в глазах народа (племени), поскольку насилие в чистом виде коллективный разум племени отторгает. Перекидывая мостик к социально-политической современности, мы вынуждены констатировать, что данный мифокомплекс один из самых активных в нынешнем социуме и культуре...
Исходно комплекс сакрального насилия был характерен для самых архаичных форм коллективного сознания, и там, где он обнажается в наше время, имеет место провал коллективного сознания людей из современности в архаику. Колониализм был первым и самым ярким примером такого провала в эпоху Нового времени, коммунизм стал реакцией на него и зеркальным подобием данного процесса.
Согласно Р. Жирару, христианство впервые поставило под вопрос ритуально-мифологическую схему коллективного насилия и в этом его революционное значение. Христианский сюжет взрывает дискурс священного насилия изнутри, подтачивает и деконструирует его. Происходит это потому, что если в прежних религиях мы всегда встречаем "нарратив убийцы", то в евангелиях рассказ впервые в истории ведётся от лица и с точки зрения Жертвы. Весь Новый Завет написан с позиции Жертвы и в этом, в частности, его уникальность.
Вновь обратим внимание на современность. Сознанию квазисовременности модерна по-прежнему необходим кто-то, кто подходит на роль жертвы, современный "варвар". В рамках социологии модерна таким варваром стал носитель "тоталитарного" сознания, "тоталитарно мыслящий" Другой. Такая схема "социальной эволюции" страдает, помимо скрытого сакрального насилия, также и биологизмом, поскольку мыслится по аналогии с эволюцией животного мира, в котором действует естественный отбор. Один из идеологических парадоксов квазисовременности состоит в том, что конкуренция и естественный отбор допускаются истеблишментом на уровне индивидуумов, этнических групп и даже цивилизаций (по С. Хантингтону), но не допускаются на уровне социальных классов.
Современное оформление комплекса сакрального насилия это политический поиск врага ("цивилизационного" Другого), перед лицом которого нужно сплотиться. К сожалению, сегодня во "враги цивилизованного человечества" и демократии записывают не только ИГИЛ и Джебхат ан-Нусру, которые совершают публичные казни через обезглавливание и разрушают памятники культуры, но и любого оппонента, в том числе целые страны и народы. Всё это делается в рамках устаревшего мышления, которое на место так называемых "воображаемых сообществ" (как называют нации и конфессии конструктивисты) выдвигает "воображаемые" исторические этапы.
***
Сегодняшний мировой кризис не только экономический, но также и экзистенциальный. Это ещё один сдвиг сознания в направлении исторического и культурного шовинизма. Разумеется, противоядием этому процессу могут служить только христианские нравственные ценности.